18:43 

Посыпание Будды пеплом

Mabjik
Учение Дзен похоже на окно. Сначала мы смотрим на стекло и видим лишь смутное отражение собственного лица. Но По мере того как мы учимся, и наше видение становится яснее, Учение становится понятнее. Пока, наконец, стекло в окне не обретает полной прозрачности . Тогда мы видем сквозь него. Мы видим все вещи. Наше истинное лицо.



Эта книга - собрание наставлений Сунг Сан Соен Са(1), которые он давал в Америке в форме диалогов, рассказов, формальных Дзен-интервью, проповедей Дхармы и писем. Слова появляются, рождаются по мере возникновения разных ситуаций, каждая ситуация это и игра и вопросом жизни и смерти.



Название книги взято из задачи, которую Соен Са дал своим ученикам, как домашнее задание. Задача такова:



Некто приходит в Дзен Центр с зажженной сигаретой, подходит к статуе Будды, пускает дым ей в лицо и стряхивает пепел на колени статуи. Вы находитесь там же. Что вы делаете?



Этот человек понял единое.Нет ничего святого или не святого. Все вещи во вселенной одно и тоже, и это единое - он сам. Поэтому всё позволено. Пепел - это Будда; Будда - это пепел. Сигарета тлеет. Пепел падает.



Однако его понимание не полно. Он ещё не понял, что все вещи такие, какие они есть. Святое - это святое; не святое - это не святое. Пепел - это пепел. Будда - это Будда. Он привязан к пустоте и к своему частному пониманию, и считает, что слова бесполезны. Поэтому, что бы вы ни сказали ему, как бы ни пытались учить его, он вас ударит. Стремясь научить его, ответив ударом на удар, вы получите более сильный удар (человек этот очень сильный).



Как вылечить человека от заблуждений?



Если вы ученик Дзен, вы одновременно и учитель Дзен. Вы идёте тропой Бодхисаттвы, чей обет - спасти все живое от страданий. Человек с сигаретой страдает из-за ошибочной точки зрения, вам необходимо помочь ему понять истину: все вещи во Вселенной просто такие, какие они есть.



Как вы это сделаете? Если вы найдёте ответ на эту задачу, вы обретёте истинный путь.


Введение





Глубоко в горах звонит большой храмовый колокол. Вы слышите звон в утреннем воздухе, и все ваши мысли исчезают. Нет ничего, что есть вы; нет ничего, что есть не вы. Есть только звон колокола, заполняющий всю Вселенную.





Во всех ваших переживаниях внутренне и внешнее стало единым. Это и есть ум Дзен.





Изначальная природа не имеет противоположностей. Речь и слова не нужны. Вне мышления все вещи в только такие, как они есть. Истина - "просто подобна этому". Приходит весна, вы распускаются цветы, порхают бабочки, слышится пение птиц, воздух чист и прохладен. И весь ваш ум - это только весна, одна лишь весна и ничего более. Вы приезжаете к Ниагаре и берёте лодку, чтобы добраться до самого водопада. Низвержение воды перед вами, вокруг вас и внутри вас, внезапно вы кричите: "ЙАААААААААА".





Так зачем же мы пользуемся словами? Зачем создали эту книгу?





Согласно восточной медицине, когда у вас горячая болезнь, вы должны принимать горячие лекарства. Зачастую люди не могут обойтись без слов и речи. Поэтому мы лечим болезнь "привязанности" к слову лекарством слова-и-речи.



Люди, как правило, ошибочно смотрят на мир. Они не видят мир таким, каков он есть; они не постигают истины. Что хорошо, что плохо? В чем добро, в чем зло? Каждый изо всех сил цепляется за свое мнение. Но у всех мнения разные. Можете ли вы знать, что ваше мнение верное, а у другого ошибочное? Это заблуждение думать, что вы знаете.





Если вы хотите познать истину, следует стать вне вашей ситуации, вне вашего положения и вне ваших мнений. Тогда ваш ум окажется в состоянии до-мышления. "До-мышления" - это ясный ум. В ясном уме нет внутреннего и внешнего - подобное этому - "Просто подобно этому" - такова истина.





Прославленный учитель сказал:



"Если вы хотите пройти через эти ворота, воспрепятствуйте мышлению".



Значит, если вы мыслите, вы не поймете Дзен. Если вы удержите ум в состоянии "до-мышления", тогда постигните Дзен-ум.



Поэтому другой Дзен Мастер сказал:



"Всё, учение Будды, было направлено на исправление вашего мышления. Если вы отказались от всякого мышления, зачем нужны слова Будды?"





В Сутре Сердца сказано: "Форма - это пустота, пустота - это форма".





То есть - "Нет формы, нет пустоты". А верное понимание утверждения "Нет формы, нет пустоты" - это: "Форма есть форма, пустота есть пустота".





Если вы мыслите, то не поймёте этих слов. Если вы не мыслите, тогда "просто подобное этому" и есть природа Будды.





Что такое природа Будды?





Глубоко в горах ударил большой храмовый колокол.





Истина - все просто подобно этому.





Сунг Сан.

1. Дзен - это познание самого себя





Однажды в Провиденс Дзен Центр пришёл ученик из Чикаго и спросил Сунг Сан Соен-са: "Что такое Дзен?"



Соен-са поднял Дзен палку и сказал: "Понимаете?" Ученик ответил: "Не знаю".



Соен-са сказал: "Этот не-знаю-ум и есть вы. Дзен - это познание самого себя".



"Понимаете ли вы меня?"



"Учите меня".



Соен-са сказал: "На кондитерской фабрике различные изделия выпекаются в форме животных, автомобилей, людей и самолётов. Все изделия называются по разному и имеют разные формы, но все они сделаны из одного теста, и одинаковы на вкус. Так же и во Вселенной. Солнце, луна, звёзды, горы, реки, люди и т. д. имеют различные названия и формы, но субстанция всех вещей одна и та же. Вселенная организована в противоположные пары: свет и тьма, мужчина и женщина, звук и молчание, добро и зло. Но все эти противоположности - одно и то же, ибо все они из одной и той же субстанции. Их имена и формы различны, но субстанция одна. Имена и формы созданы вашим мышлением. Если вы не думаете и не привязаны к имени и форме, тогда вся субстанция едина. Ваш "не-знаю-ум" отсекает всякое мышление. И это ваша субстанция. Субстанция Дзен-палки и ваша субстанция - одна и та же. Вы есть эта палка; эта палка есть вы."



Ученик сказал: "Философы говорят, что субстанция - это энергия, или разум, или Бог, или материя. Что здесь истина?"



Соен-са сказал: "Четверо слепых пришли в зоопарк и навестили слона. Один слепой потрогал его бок и сделал вывод: "Слон похож на стену". Другой слепой нащупал хобот и заявил: "Слон похож на змею". Третий потрогал ногу и сказал: "Слон похож на колонну". Последний ухватил слоновий хвост и сказал: "Слон похож на швабру". И четверо слепцов начали драться, ибо каждый считал своё мнение единственно правильным. Каждый узнал лишь ту часть, которой коснулся; никто не понял целого.



Субстанция не имеет ни имени ни формы. Энергия, ум, Бог, материя - всё это имя и форма. Субстанция - это абсолют. Имя и форма создают противоположности. Поэтому весь мир похож на слепых, что дерутся друг с другом. Не понимать себя - значит не понимать истины. Вот почему между нами идёт борьба. Если бы люди в мире познали себя, они достигли бы абсолюта. Тогда во всём мире наступил бы мир. А мир во всем мире есть Дзен".



Ученик сказал: "Как можно, практикуя Дзен, достичь мира во всем мире?"



Соен-са сказал: "Люди желают денег, славы, секса, еды и отдыха. Все их желания от мышления. Мышление - это страдание. Страдание не есть мир на земле. Отсутствие мышления - это отсутствие страданий. Отсутствие страданий значит обретение мира на земле. Мир среди всех людей в мире - это абсолют. И в каждом отдельном случае Абсолют - это «Я».



Ученик сказал: "Как понимать абсолют?"



Соен-са сказал: "Прежде всего познать себя".



"Как мне познать себя?"



Соен-са поднял Дзен-палку и сказал: "Видите это?"



Затем он быстро ударил по столу палкой: "Слышите это? Палка, звук от удара и ваш ум - одно и то же или разное?"



Ученик сказал: "Одно и то же".



Соен-са сказал: "Если вы говорите, это одно и то же, я ударю вас тридцать раз. Если вы скажете, это разное, я всё равно ударю вас 30 раз. Почему?"



Ученик молчал.



Соен-са закричал: "КАТЦ(1) !!!"



Потом сказал: "Приходит весна, трава растёт сама".

1 КАТЦ --- название знаменитого Дзен-крика, рождающегося в животе ( из области Дань-Тань). Его транскрипция (ХХАА!!! в Корее и Японии, ХОУ!!! в Китае) почти не передает этот крик.

URL
   

Уголок Ашота

главная